Избитый ангел волочил
По пыли сломанные крылья,
Бредя на ощупь средь ночи,
И было всё ему постыло.
Он думал: «Сколько ж в людях зла,
Не хватит всей небесной рати
Искоренить его дотла –
Зло может множиться стократно...»
Он ведал, кто его избил...
Нет, не злодеи, просто люди.
Он просто им не угодил,
Сказав: «Давайте зло забудем».
Они ответили: «Отстань,
Не лезь крылом в дела земные,
Мы платим дьявольскую дань
С веков начала и поныне.
И в наших душах и телах
Добро и зло, как две напасти.
Хотим добра, грешим в делах,
Стремясь урвать кусочек счастья».
И в подтвержденье этих слов
Они к стопам его припали,
Но ненадолго... Взяли лом
И с хрустом крылья поломали...
В ТЕМУ:
«Раненый ангел» (фин. Haavoittunut enkeli) — самая известная картина финского художника
Хуго Симберга. Она сыграла существенную роль в признании его как заметного явления в финской живописи.
Осенью 1902 года у художника случился серьёзный нервный срыв, и до весны 1903 года он лечился в больнице Каллио в Хельсинки. Эту картину он написал сразу после выхода из больницы. Как и в других работах художника здесь царит меланхоличная атмосфера. На картине изображены два мальчика, несущие на носилках ангела с перевязанными глазами и кровоточащим крылом. Один из мальчиков пристально глядит прямо на зрителя, и непонятно, то ли его взгляд означает сочувствие к раненому, то ли презрение. Пейзаж намеренно сделан суровым и печальным, но умиротворённым. Картина может символизировать, в зависимости от интерпретации, как земное начало, помогающее духу, так и дух, утопающий в земном начале.
На самом простом уровне понимания картина символизирует детскую невинность. Второй план состоит из чувств художника, возвращающегося к жизни после тяжёлой болезни. Здесь жизнь и идеалы смешаны с близостью смерти и эфемерности живого. Тёмные костюмы мальчиков могут быть также поняты как символ смерти. Один из мальчиков повернулся к зрителям, давая им понять, что темы жизни и смерти имеют к ним прямое отношение.
Симберг отказывался давать какую-либо интерпретацию «Раненого ангела», предоставляя зрителю самому делать выводы, однако, известно, что во время написания картины художник был болен менингитом, а эта картина была для него источником силы и стимулом к выздоровлению. В 1905—1906 гг. Хуго Симберг расписывал Кафедральный собор Тампере и на одной из фресок воссоздал сюжет «Раненого ангела».
Картина оказала огромное влияние на финскую культуру. Ссылки на неё встречаются во многих художественных произведениях. Клип метал-группы Nightwish к песне «Amaranth» обыгрывает мотив «Раненого ангела».
Источник
http://prorektornauka.blogspot.com/2013/05/blog-post_13.html