Какие вопросы следует себе задать, прежде чем выбрать приложения и инструменты для освоения учебного материала?
В продолжение разговора о том,
как подойти критически к выбору приложений для урока с целью более эффективной организации деятельности ученика и повышения его продуктивности.
Применение информационных технологий не должно быть самоцелью, оно должно логично вплетаться в урок и работать для достижения поставленных учителем целей, способствовать лучшему усвоению материала, развитию универсальных учебных действий ученика. А это достигается четким представлением того,
что мы хотим,
какие шаги для этого нужно предпринять и
какие инструменты для достижения целей могут быть использованы.
Задача любого обучения (будь то школьник или взрослый, школьное образование или самообразование) - достижение определенного уровня компетентности, способности использовать усвоенную информацию в деятельности для решения разных задач. Эта способность характеризуется и измеряется уровнем усвоения деятельности (Беспалько).
В педагогической науке известен ряд подходов к выделению уровней усвоения знаний (Б.Блум, В.П.Симонов, В.П.Беспалько, В.Н.Максимова, М.Н.Скаткин, О.Е.Лебедев, М.В.Кларин), соответственно двум основным типам деятельности эти уровни можно подразделить на две группы: репродуктивное и продуктивное усвоение.
Любой учебный материал усваивается наиболее полно и прочно, когда учеником пройдены все уровни от репродуктивных - узнавания, запоминания к продуктивным - созданию, творчеству .... в жизни как в компьютерной игре - цель достигнута, когда пройдены все уровни :) Game over, переходим на новую ступень :).
Именно с
этой позиции - способствует ли выбранное приложение или инструмент запоминанию и воспроизведению усвоенных знаний или их творческому применению следует подходить при планировании.
При определении целей и планировании педагоги часто опираются на таксономию Блума. Конкретизировать цели, сформулировать их через результаты обучения, выраженные в действиях ученика, помогает
перечень глаголов и видов деятельности соответственно уровням.
Исчерпывающий алгоритм, опирающийся на таксономию Блума, представляет собой
ПАДагогоческое колесо, разработанное Алланом Каррингтоном
О том, на что следует обратить внимание при планировании и выборе инструментов, чем при этом руководствоваться, в свое время в Edutopia был опубликован
ряд статей Дианы Дэрроу в помощь педагогам. Автор выделяет
критерии, которым должны соответствовать отбираемые при изучении темы приложения, и обращает наше внимание на
вопросы, которые должен задать себе учитель, планируя те или иные виды деятельности и выбирая под них приложения, основываясь на таксономии Блума. Упомянутые критерии и вопросы мы отразили в инфографике ниже. Данная инфографика наряду с
глаголами Блума может служить опорой при планировании и подготовке занятий.
Источник:
http://roachinthenet.blogspot.com/2016/12/blog-post.html